"НюрнБердский процесс"

Творчество поисковиков и неравнодушных. Стихи, песни, проза и просто мысли о поиске, жизни, войне.

"НюрнБердский процесс"

Сообщение Константин Стрельбицкий » 30 янв 2017, 19:59

Уважаемые коллеги, сегодня, просматривая новые сообщения на "Солдате.ру", увидел вот эту тему - http://soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=39&t=40941
Прочитал и понял, что тема та и мне близка, так как описанный в ней Бельский район - одна из моих "прародин", где я бываю чуть ли не каждый год. И в теме той ставится вопрос к Поисковому Движению России, на форуме которого вы это сейчас читаете.
Так как тема та на "Солдате.ру" имеет как сам "основной текст", так и "вложение", то для удобства вашего чтения привожу все их здесь:

"Добрый день!
Данная информация взята в одной из групп в vk.com
"Спасибо!
Доброго времени суток, камрады. Тема зрела давно, и, наверное, за бездействием официальных лиц, пора вскрывать неприятные факты перед копарьской общественностью.
Копирую сообщение, отправленное мной администратору группы:
Доброго времени суток. Хочу задать вопрос о возможности создания в "..." новой темы в обсуждениях.
Суть такова:
Я копаю в составе нижегородского ПО под городом Белый Тверской области. Многие участники шмурдяка работают там же, место известное.
Много лет подряд там работает отряд из города Бердск - их деятельность и хотелось бы обсудить, точнее - донести до широких масс коллег-копарей. Дело в том, что эти товарищи на протяжении уже солидного срока занимаются совершенно уникальным в своей мерзостии делом - подделкой солдатских медальонов.
Нами собрана куча доказательств, написаны обращения представителям ПДР, но год от года картина не меняется.
Чтобы не быть голословным - в наличии текстовый документ, в котором по полочкам и с ссылками на источники раскладывается мошенничество бердских поисковиков.
Я много лет читаю шмурдяк, поэтому знаю ваше отношение к поиску. Бердский бизнес на костях недопустим. И если официальные инстанции молчат, считаем нужным хотя бы донести этот факт до сообщества копающих. Таких героев наверно все должны знать в лицо. Хочется услышать мнения коллег по вопросу. Возможно, кто-то подскажет, как законно пресечь сие безобразие.
Пардон за многабукав.
Документ прикрепляю"

"НюрнБердский процесс
Сложившаяся на данный момент ситуация с поисковым отрядом «Кондор» (г. Бердск Новосибирской области) и лично его руководителем Сергеем Зверевым больше не может спускаться на тормозах, дело зашло слишком далеко. Речь идет о морально-этической стороне поискового движения и нашем отношении к павшим. Суть проблемы заключается в следующем.
П/о «Кондор» существует с 2003 года и с момента основания и до настоящего времени ведет работы на территории Бельского района Тверской области. И каждый год (кроме 2011) поисковики из Бердска поднимают под Белым своих земляков-бердчан. На первых порах эти факты вызывали законное восхищение представителей других отрядов – далеко не каждый день удается находить своих земляков. Но со временем это восхищение переросло в подозрение: обнаружение бердчан стало слишком систематическим. Проведенная через ОБД «Мемориал» проверка данных выявила факты неоднократных подделок смертных медальонов со стороны п/о «Кондор». Ниже приведены соответствующие примеры:
1. 1 августа кондоровцы обнаружили останки бердского солдата Пудова Георгия Ивановича, 1921 года рождения, призванного в армию в 1941 году… За время предыдущих девяти экспедиций бердский отряд поднял 198 бойцов, нашел 32 медальона, из них 13 принадлежали бердчанам (http://www.kurer-sreda.ru/2009/08/05/13263).
Данные ОБД:
Номер записи 71912412
Фамилия Пудов
Имя Георгий
Отчество Иванович
Дата рождения __.__.1921
Место рождения Новосибирская обл., г. Бердск
Дата и место призыва __.09.1939 Новосибирский РВК, Новосибирская обл., Новосибирский р-н
Последнее место службы 672 АП
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.10.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977523
Номер дела источника информации 178
Комментарий: 672 ап входил в состав 205 сд, которая никогда не воевала под Белым.
2. 9 августа 2009 г.в город-побратим Белый отправится делегация Новосибирской области, где ветераны войны и родственники бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны на Бельской земле, будут участвовать в мероприятиях, посвященных Дню поминовения воинов-сибиряков. Отправятся туда и бердчане. В Белый поедет Надежда Бояркина, племянница поднятого в прошлом году Каликина Степана Васильевича (http://www.kurer-sreda.ru/2009/08/05/13263).
Данные ОБД:
Номер записи 300227325
Фамилия Каликин
Имя Степан
Отчество Васильевич
Дата рождения 04.08.1913
Место рождения Морозово
Воинское звание солдат (рядовой)
Лагерный номер 30307
Дата пленения 06.10.1941
Место пленения Вязьма
Лагерь шталаг IV H (304)
Судьба Погиб в плену
Дата смерти 14.02.1942
Место захоронения Цайтхайн II
Могила участок 409, блок I, ряд 6, могила 8599
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977520
Номер дела источника информации 2011
Во всех трех документах по Каликину в ОБД речь идет об одном и том же человеке, который числился пропавшим без вести, но на самом деле погиб в плену - все данные по трем документам совпадают, вплоть до жены - Прасковьи Каликиной. В немецкой карточке военнопленного даже указан город Бердск, правда с сильным искажением - Перск. Немец, допрашивавший Каликина, не расслышал точно и записал название так, как понял.
3. Братья Капраловы – Иван Кузьмич и Андрей Кузьмич. Уникальный случай в поисковой практике: сперва был найден Иван Капралов, у него оказалась жива племянница, которая рассказала, что у нее на фронте также погиб отец. И на следующий год – о чудо! – ей там же находят отца!
«На фронт братья попали не сразу. Сначала были учебные части, потом — дорога к фронту. Оттуда шли домой письма, второпях написанные простым карандашом. Андрей Капралов попал в тыловые части 17-й гвардейской стрелковой дивизии, его младшего брата судьба забросила в ряды 150-й стрелковой дивизии. 17-я гвардейская летом 1942 года оказалась в окружении в районе города Белый Тверской области. Бои там шли почти 11 месяцев и были страшными. До сих пор поисковые отряды находят в земле останки пропавших без вести советских и немецких солдат. Несколько дней дивизия Андрея Капралова отбивала вражеские атаки, а в ночь на 7 июля пошла на прорыв возле деревень Льба и Лейкино. Немногим удалось выйти к своим. Среди сотен павших в ту ночь был и отец Людмилы Андреевны. Никто не видел, где настигла его пуля, поэтому, как и большая часть личного состава, он попал в списки пропавших без вести.
Полгода спустя Красная армия опять начала наступление на Белый. На острие удара шла 150-я дивизия, в которой воевал брат Андрея Иван. Но взломать немецкую оборону быстро не удалось. Это были тяжелейшие бои. 12 тысяч советских солдат легли на подступах к городу. Иван Капралов пропал без вести возле деревни Черепы — в нескольких километрах от того места, где погиб его старший брат.
Многие годы Людмила Андреевна ничего не знала о том, где и как нашли свою смерть два самых дорогих для нее человека. И только в августе 2010 года бойцы бердского поискового отряда «Кондор» раскопали захоронение, в котором оказался медальон Андрея Кузьмича Капралова, так нашелся отец Людмилы Андреевны. Она съездила на похоронную церемонию, после которой полушутя сказала кондоровцам: нашли одного, найдите уж и второго. Пожелание сбылось через неделю: поисковая партия наткнулась на останки солдата, при котором были ложка, принадлежавшая, судя по надписи, Ивану Кузьмичу Капралову из села Бердское. Так братья снова нашли друг друга. Похоронены они в соседних братских могилах, в земле города-побратима Бердска Белого, за который отдали свои жизни, как и 25 тысяч других советских солдат».
(http://www.kurer-sreda.ru/2010/08/05/29 ... 4/27/43213)
Данные ОБД:
Фамилия Капралов
Имя Андрей
Отчество Кузьмич
Дата рождения/Возраст __.__.1901
Место рождения Новосибирская обл., г. Бердск
Дата и место призыва 03.09.1941 Новосибирский РВК, Новосибирская обл., Новосибирский р-н
Воинское звание рядовой
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.12.1941
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18004
Номер дела источника информации 776
Пропавший без вести в 1941 году А.К. Капралов (писем не было ни одного с момента призыва) вряд ли мог через полгода объявиться в составе 17 гв сд. Железных доказательств подлога нет, но нестыковки налицо.
Фамилия Капралов
Имя Иван
Отчество Кузьмич
Дата рождения/Возраст __.__.1918
Дата и место призыва 03.09.1941 Новосибирский РВК, Новосибирская обл., Новосибирский р-н
Воинское звание рядовой
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.12.1941
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977521
Номер дела источника информации 107
В Книге Памяти НСО(Т.5, С.374) он значится бойцом 32 сп 19 сд, которая входила в 24 армию генерала Ракутина, погибла в октябре 1941 г. южнее Вязьмы и никогда под Белым не появлялась. Последнее письмо от него датировано 9 сентября 1941 г., что косвенно подтверждает его вероятную гибель в Вяземском котле. Или он полтора года не писал домой, чтобы очутиться в составе 150 сд 6 ск под Белым в ноябре 1942 г., что больше похоже на фантастику.
Кстати, обратите внимание – братья Капраловы призваны в один день – 3 сентября 1941 г. Велика вероятность, что их отправили в одну и ту же часть в составе маршевого пополнения, так что следы Андрея Капралова, вероятно, тоже теряются южнее Вязьмы – на местах последних боев 19 сд 24 армии.
4. Василий Павлович Батенев
"- …Я помню, как нашли медальон с письмом внутри. Последнее письмо солдата, который попал в окружение и знает, что не выживет. Писал, должно быть, на коленях, под обстрелом… А затем положил в медальон, где по идее ничего кроме личных данных храниться не должно… Я текст наизусть выучила: «Здравствуйте, мои родные. Это мой последний бой. Дорогая моя жинка, передай привет и наилучшие пожелания всей семье. Я погиб, защищая Родину. Рядовой Батенев». Но самое удивительное, что родственником этого погибшего солдата оказался мальчик из нашего отряда! Конечно, он знал примерно, что его родич сражался в этих местах… Но найти письмо - это невероятная удача!" (http://kp.ru/daily/24478.4/635612).
Надо ощутить особый цинизм ситуации, когда обманывают своего же парнишку-поисковика. Ему просто не приходит в голову, что его могли так «развести» на святой для него теме.
Солдат якобы написал, что он - боец 4-й иптабр. Эта надпись очень хорошо видна. Бои под Белым закончились в марте 1943 г. 4-я иптабр сформирована 20 августа 1943 года, когда Белый - уже полгода наш глубокий тыл.
ОБД:
В документах военной поры нередко бывают искажения - бумаги писались вручную, ошибки писари совершали сплошь и рядом. В ОБД есть Василий Павлович БАТИНОВ, 1902 года рождения, уроженец Новосибирской области, г. Берак (http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=51323550). Такого города нет - это неправильно переписанный Бердск. Отсюда и 2 ошибки на созвучие в фамилии. Считаю, что этот Батинов и Василий Павлович Батенев - одно и то же лицо.
Батинов числится пропавшим без вести 10 марта 1942 года. Документ принадлежит штабу 384 стрелковой дивизии. 384 сд с 1 по 15 февраля 1942 г. передислоцировалась в район ст. Любница Ленинградской области (ныне Новгородская обл.) на Северо-Западный фронт. Затем воевала в составе 11-й и 27-й армиях. Принимала участие в боях в районе Демянск - Старая Русса. В БОЯХ ПОД СТАРОЙ РУССОЙ ДИВИЗИЯ ПОТЕРЯЛА ДО 80% ЛИЧНОГО СОСТАВА. На сегодняшний день многие из погибших до сих пор числятся пропавшими без вести. К моменту расформирования из-за понесенных потерь находилась в составе 11-й армии, где расформирована по приказу командующего армией № 00254 от 03.12.1942. Остатки личного состава переданы в дивизии армии. Вывод, который я вынужден сделать: Василий Павлович Батинов/Батенев пропал без вести, а, скорее всего, погиб 10 марта 1942 года в районе Демянск - Старая Русса, что не имеет никакого отношения к Бельскому району.
5. …поисковый отряд «Кондор» отправился в Тверскую область на раскопки и перезахоронение. Не прошло и нескольких дней, как ребята обнаружили останки двух воинов. Четвертого августа были найдены останки бойца Александра БУГАЕВА и прочитан его медальон, в котором значилось: БУГАЕВ Александр Гаврилович, 1917 года рождения, село Бердское, Новосибирская область, русский, рабочий, призван 25.06.1941. (10-08-2007 www.berdskadm.ru).
ОБД:
Фамилия Бугаев
Имя Александр
Отчество Гаврилович
Дата рождения/Возраст __.__.1917
Место рождения Новосибирская обл., г. Бердск
Дата и место призыва 08.06.1941 Новосибирский РВК, Новосибирская обл.
Последнее место службы п/п 17
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.10.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977520
Номер дела источника информации 3062
Адрес его полевой почты - 17. Это 4-й воздушно-десантный корпус, действовавший в 1942 году южнее Вязьмы в тылу противника. 4 вдк никогда не воевал под Белым...
6. http://www.youtube.com/watch?v=TWhN4Kb_kCs
http://berdsk.bezformata.ru/listnews/ot ... at/5654800
Чудовищное количество ляпов: тут и операция "Марш" (на самом деле "Марс"), что имела место быть недалеко от д. Романово (компактненькая такая операция, в масштабах одного населенного пункта) и 75-я особая стрелковая дивизия (это хитро зашифрованная 75-я отдельная стрелковая бригада) и 12500 бойцов 150-й сд, полегшие в один день (на самом деле это суммарное количество захороненных на мемориале воинам-сибирякам в д. Плоское).
ОБД:
Фамилия Гостюхин
Имя Григорий
Отчество Георгиевич
Дата рождения/Возраст __.__.1906
Дата и место призыва 24.06.1941 Новосибирский РВК, Новосибирская обл., Новосибирский р-н
Последнее место службы 662 АП
Воинское звание рядовой
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.11.1942
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 977520
Номер дела источника информации 1021
Здесь точно указано место, где проживала жена бойца - как ни странно, это Бердск. И Евдокия Александровна точно указывает воинскую часть, откуда шли письма от мужа вплоть до последнего - полевая почтовая станция 1489, 662 артиллерийский полк. ППС 1489 обслуживала 208-ю стрелковую дивизию, 662 артполк входил туда же. 208-я сд НИКОГДА не появлялась под Белым. Будучи отправлена летом 1942 года с Дальнего Востока, она оказалась на другом конце фронта - под Сталинградом, где и дралась в районе Котельниково. Там, судя по всему,и сложил свою голову боец Гостюхин.
В сети Интернет есть данные еще на нескольких бойцов, чьи имена установлены «Кондором» (Емшанов, Почевалов, Лоскутов), но в их отношении нет железных доказательств подделки. Или они действительно найдены «по-настоящему».
Главным источником информации по нахождению земляков, судя по всему, для «Кондора» служит книга «Бердск воевал» (http://www.orthedu.ru/berdsknew/literat ... /index.htm), практически все «поднятые» бойцы числятся на ее страницах.
Кроме отряда «Кондор» бердчан в Бельском районе не поднимал никто. Никогда. Ни Сургут, ни Ханты-Мансийск, ни мы, ни покойный Сергей Жаров, ни целая обойма тверских отрядов. Только появился «Кондор» - сразу же пошли бердчане. Там поднимали народ из Иркутска и Читы, Омска и Новосибирска, Екатеринбурга и Красноярска, Владивостока и Перми, Алтая и Кемерово - со всей Сибири, Урала и Дальнего Востока. Но ни одного бердчанина. Ни одного. Никогда. Кроме «Кондора».
За все время работы в Бельском районе отряд «Кондор» ни разу не согласовывал свои действия с Тверским научно-историческим военно-патриотическим центром «Подвиг», ответственным за проведение поисковых работ на территории Тверской области. Этот факт может подтвердить руководитель НИ ВПЦ «Подвиг» Сергей Титков.
Могу допустить тот вариант, что значительная часть отряда "Кондор" работает честно - они копают, находят в костях медальон и искренне рады, что медальон читаем и он принадлежит их земляку. Медальон может быть вброшен в раскоп. Достаточно копающего человека отвлечь на минутку "Ой, глянь-ка, что это?". И все.
Ситуацию пыталась разрешить руководитель новосибирского поиска Наталья Изотовна Некрасова. Но от ее неоднократных попыток встретиться с С.. Зверевым тот настойчиво уклонялся. Прекрасно понимаю Наталью Изотовну в ее нежелании «выносить сор из избы» и решить проблему кулуарно – в случае огласки подобных скандальных фактов удар придется и по новосибирскому поиску и по всероссийскому – уровень доверия к нашей работе упадет капитально. Но, поскольку «Кондор» продолжает заниматься подделкой, решить вопрос кулуарно больше уже не получится.
Видеоприложение
http://rutube.ru/video/e31762311beb6fd65ed1b547bce8b5a3 - «крутить» медальон подобным образом, скорее всего, будет только человек, заранее уверенный, что от подобного обращения вкладыш не пострадает…
В 2016-м году Сергей Зверев, после 5-летнего перерыва, взялся за старое...
«Поисковики из «Кондора» разыскали медальон бердчанина
В настоящее время поисковый отряд «Кондор» находится в очередной экспедиции в городе-побратиме Белом, в Тверской области. Во время поисковых работ ребятам удалось разыскать медальон бердского воина, который 71 год числился пропавшим без вести.
Серёгин Иван Григорьевич, 1913 года рождения. Был призван на фронт 9 февраля 1941 года Сталинским ГВК. Призыв осуществлен в городе Сталинск на ул. Ленина (сейчас это город Новокузнецк). Уроженец Тогучинского района, с. Степное Гутово. Числится пропавшим без вести с февраля 1943 года.
В этом году 9 Мая в колонне Бессмертного полка портрет Серёгина Ивана Григорьевича 1913 года рождения нес подполковник МЧС в отставке Серёгин Виктор Иванович.
Как только информация о найденном медальоне поступила в Бердск, родственников бойца Серёгина удалось разыскать. Как сообщили в отделе по делам молодежи, у Ивана Григорьевича было 4 детей. В Бердске проживает его сын Серегин Алексей Иванович, внук – Серегин Владимир Алексеевич (майор МЧС в отставке); внучки Батенева Татьяна Викторовна и Лямзина Надежда Викторовна. Родственники сообщили, что хотят, чтобы Иван Григорьевич был захоронен на бельской земле, планируют лететь на захоронение, которое состоится 13 августа».
http://svidetel24.info/archives/39018
Тот факт, что родные воина проживают в Бердске, сразу вызвал определенные подозрения. Непродолжительная работа с ОБД опять все расставила по своим местам. Боец Серегин упоминается здесь дважды.
Первый раз, в документах военкомата — как пропавший без вести: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=64193056. Но уже тут есть небольшая зацепка. Указана полевая почта солдата -ППС 1478. Она последовательно обслуживала 321-ю сд 1-го формирования (расформирована в Крыму еще в 1941-м), потом — 61-ю отдельную морскую стрелковую бригаду и сформированную на ее базе 83-ю стрелковую дивизию. Ни одна из этих частей даже близко к Бельскому району не подходила.
Окончательно все точки над I ставит второй документ — из 61-й отдельной стрелковой бригады (кто бы мог подумать?). В нем красноармеец Иван Григорьевич Серегин числится умершим от ран 27 января 1942 г. и похороненным в братской могиле №8 с. Корбозеро Медвежьегорского района Карело-Финской ССР: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51035711
А почему тогда родные не получили извещения о смерти? Причина, скорей всего, в путанице топонимов. В штабе бригады перепутали Сталинск (нынешний Новокузнецк) — истинный город бойца и Сталино — нынешний Донецк. А поскольку Сталино находилось в оккупации, никакой похоронки отправлено и не было.
Чтобы понять, что это один и тот же человек, достаточно посмотреть имя жены в обоих документах — это Серегина Анастасия Ник(ифоровна). Таких совпадений не бывает. Красноармеец Серегин умер от ран и похоронен в Карелии.
А Сережа Зверев будет гореть в аду".

Тамошние, на "Солдате.ру" комментарии - уже написанные и те, которые написаны ещё наверняка будут - опускаю...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Аватар пользователя
Константин Стрельбицкий
 
Сообщений: 609
Зарегистрирован: 19 окт 2015, 19:56
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Вернуться в ПРИВАЛ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1