Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская обл

Модератор: Илья Геннадьевич Прокофьев

Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская обл

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 25 фев 2016, 18:40

http://histrf.ru/ru/rvio/activities/news/item-2376


Возвращение легенды. В Ленинградской области найдены фрагменты самолета времен Великой Отечественной войны
25 февраля 2016

Экспедиция по подъему фрагментов советского самолета, сбитого в годы Великой Отечественной войны в районе порта Кобона - воздушных ворот "Дороги жизни" увенчалась успехом. Поисковики РВИО не только подняли из болота Большое, находящегося в труднодоступном районе урочища Коровий Хребет в Ленинградской области, фрагменты боевой машины ЯК-7Б, но и установили личность летчика, который ею управлял.



Им оказался гвардии младший лейтенант Хорошков Александр Петрович, 1919 года рождения, уроженец деревни Изосимово Глазковского района Тамбовской области.

В воздушном бою 30 (по другим документам 31) мая 1943 года был подбит самолетом противника при отражении налета немецких бомбардировщиков на город Волхов и Волховскую ГРЭС. Получил ранение в руку. В районе Кобоны на горящем самолете таранил немецкий бомбардировщик Хе-111. Геройски сражался до последнего, сумел выпрыгнуть из горящего самолета на парашюте. С тех пор числился пропавшим без вести.

В 1942 году Александр Хорошков был награждён орденом Красного знамени, вторым Орденом Красного знамени - 16 июля 1943 - посмертно.

-Эта экспедиция РВИО продолжает проект, посвященный 100-летию со дня рождения Героя Советского союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова. Успех экспедиции стал возможен благодаря десяткам неравнодушных людей из разных уголков нашей страны, объединенных одним стремлением - возвращением памяти о Героях нашего прошлого! Нам удалось обнаружить поистине легендарную машину, но, что самое главное - из небытия возвращено имя героического летчика, достойного занять место в пантеоне славы и доблести рядом с Маресьевым и Пешковым, - сказал руководитель Департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский.

В установлении исторической правды помогла поисковая команда Военно-исторического центра РВИО Северо-Западного Федерального Округа во главе с Олегом Титберией, историки военной авиации со всей России: Борис Давыдов (Москва), Сергей Кузнецов (Самара), Александр Морзунов (Новгородская область), Илья Прокофьев (Казань), Техническую поддержку и обеспечение осуществлял частный музей "Дорога жизни. Кобона - Карежский порт" и его директор Сергей Марков. Помощь в поиске места падения самолета оказали Алексей Земсков и Юрий Кузнецов.

Напомним, что экспедиция также была приурочена к 75-летию открытия Дороги жизни. Дорога жизни постоянно подвергались налетам авиации и стала местом непрекращающегося противостояния советских и фашистских войск. Ожесточенное противостояние шло в воздухе и на земле. Так, с декабря 1941 года по апрель 1942 советскими бойцами был сбит 51 самолет противника, из них более 20 – истребителями.
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 25 фев 2016, 18:40

Летчик 86-го гвардейского истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 13-й Воздушной армии, гвардии младший лейтенант Хорошков Александр Петрович, 1919 г.р., уроженец: РСФСР Тамбовская область Глазковский район д.Изосимово. Мать Хорошкова Наталья Макаровна, проживала: РСФСР, Тамбовская область, город Мичуринск, ул. Советская д.30. Кадровый, мобилизован через Тамбовский аэроклуб в Егорьевскую ВАШ.
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 25 фев 2016, 20:06

С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 25 фев 2016, 20:53

WP_20160221_002.jpg
WP_20160220_031.jpg
WP_20160220_054.jpg
WP_20160220_088.jpg
WP_20160220_099.jpg
WP_20160220_068.jpg
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 26 фев 2016, 00:50

С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 26 фев 2016, 13:37

В архивных документах говорилось, что 30 мая 1943 года, в период 19.35 -20.50 шестерка самолетов Як-7б (ведущий, заместитель командира АЭ, гвардии старший лейтенант Коротков Николай Сидорович) в районе Новой Ладоги заметили немецкие бомбардировщики, которые шли под прикрытием истребителей ФВ-190. Наши летчики атаковали строй бомбардировщиков. Пара Як-7б (гвардии лейтенант Кудрявцев Дмитрий Иванович и гвардии младший лейтенант Хорошков Александр Петрович) сбили один немецкий истребитель ФВ-190, который упал в районе озера Токаревское. Во время воздушного боя летчики потеряли из виду самолет Хорошкова, но по их предположению Хорошков таранил немецкий бомбардировщик Хе-111, который упал в районе Шлиссельбурга. Так в оперативной сводке 240-й ИАД появилась запись, что гвардии младший лейтенант Хорошков не вернулся с боевого задания.
В акте расследования о таране самолета противника, говорится уже более уверенно:
«… В районе Новой Ладоги заметив бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей, произвел первую атаку в ходе которой выйдя из-под удара истребителей, Хорошков врезался в середину строя Хе-111, ведя огонь из пушки и пулеметов. Получив повреждения своего самолета, загорелась левая плоскость, Хорошков произвел таран, отрубив винтом хвостовое оперение Хе-111 и покинув свой самолет выбросился с парашютом. Самолет противника вместе с экипажем упал в Ладожское озеро…».
1 июня 1943 года командование 86-го гв.ИАП подписывает на гвардии младшего лейтенанта А.П. Хорошкова наградной лист, в которой указывается:
«…30 мая 1943 года ранен в воздушном бою в руку и получил ожоги лица…
30 мая 1943 года выполняя боевое задание на перехват группы бомбардировщиков был ранен в руку, подожжён истребителями противника, на горящем самолете произвел таран самолета противника Хе-111, который упал после тарана, сам приземлился с парашютом…».
Причем к наградному листу прикладывается подтверждение от поста ПВО Ладожского района ПВО, в котором говорится, что:
«…30 мая 1943 года в 21.15 в воздушном бою 1 Хе-111 был протаранен самолетом Як-7б и после повреждения хвостового оперения самолет противника Хе-111 упал 12 км севернее южного побережья Ладожского озера.
Подтверждает начальник поста 1203 старшина Кольцов.
Согласно боевых донесений летчиков и времени сбитый самолет противника Хе-111 засчитать за гвардии младшим лейтенантом Хорошковым…».
Судя по приведенной выдержки из наградного листа, выясняется, что Александр Петрович Хорошков подбитый в воздушном бою, на горящем самолете таранит еще один немецкий самолет, и потом выбрасывается из горящего самолета на парашюте и благополучно приземляется на землю. Причем в графе о ранениях летчика, подробно расписывается, что летчик получил ранение руки и ожоги головы. Напомним, что этот документ подписан командиром полка гвардии подполковником Найденовым 1 июня 1943 года (то есть, на второй день, после описанного боя). Приказом командующего войсками 6-й Воздушной армии от 16 июля 1943 года (в это время 240-я ИАД вернулась в состав 6-й ВА), гвардии младшего лейтенанта А.П. Хорошкова награждают орденом «Красного Знамени». Причем в приказе, нет отметки о том, что летчик погиб, либо пропал без вести, что еще раз говорит о том, что летчик живой.
Вот только этому почему-то противоречат другие документы, так же оформленные в штабах вышеуказанных воинских формирований:
- 3 июля 1943 года штабом 240-й ИАД составляется донесение о том, что А.П. Хорошков пропал без вести 30 мая 1943 года;
- 27 июля 1943 года на основании вышеназванного донесения подписывается приказ Главного Управления кадров ВВС КА об исключении из списков Красной Армии как пропавшего без вести;
- 20 декабря 1943 года Тамбовским ОВК выписывается извещение о пропаже без вести родным Хорошкова А.П., для оформления пенсии.
Кроме того, в составляемой в 90-е годы ХХ-столетия Книги Памяти по Тамбовской области – А.П. Хорошков так и значится пропавшим без вести (правда с ошибкой - 30 мая 1944 года, в районе города Шлиссельбург Ленинградской области).
Так как же сложилась судьба этого мужественного летчика? Он погиб 30 мая 1943 года после тарана немецкого бомбардировщика? Или смог спуститься с парашютом и вернутся в полк?
Что интересно, но на доступном для всех сайте Министерства обороны Российской Федерации «Подвиг Народа» указаны награды Александра Петровича Хорошкова (орден «Красного Знамени» полученный в 1942 году, орден «Красного Знамени» от 16.07.1943г., за таран немецкого бомбардировщика, и представление (а не утвержденное награждение) к медали «За оборону Ленинграда». Что характерно, но после последнего награждения в 1943 году, больше ни одной награды у А.П. Хорошкова не указано, что очень странно, для летчика, который вернулся в полк.


Родился Александр Петрович Хорошков 21 апреля 1919 года в селе Изосимово Глазковского района Тамбовской области. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при паровозоремонтном заводе в городе Мичуринске. Работал слесарем. В 1935 году вступил в ВЛКСМ. Занимался в Тамбовском аэроклубе, через который и был призван в РККА с 28 апреля 1940 года. Окончил Егорьевскую военную авиационную школу пилотов. Служил в ней лётчиком-инструктором. В 1 февраля 1942 года в распоряжении командующего ВВС Северо-Западного фронта. С 24 апреля 1942 года старший сержант, пилот 1-й АЭ 642-го легкобомбардировочного авиационного полка ВВС 34-й армии Северо-Западного фронта. Летает на боевые задания на самолете У-2. 13 августа 1942 года приказом командующего войсками Северо-Западного фронта награжден первым орденом "Красного Знамени". Находясь на фронте подал заявление в партию, и стал сначала кандидатом, а затем и членом ВКП(б). За время нахождения в легкобомбардировочном авиационном полку совершил 172 боевых вылета на самолете У-2, с налетом 186 часов. В январе 1943 года, после переобучения переведен на должность летчика в состав 744-го истребительного авиационного полка (с 01.05.43г., 86 гв.ИАП).
«…За время нахождения в полку (до 30 мая 1943 года) совершил 9 боевых вылетов, провел одиночно и в группе 3 воздушных боя, лично сбил 2 самолета противника Хе-111, один из них путем тарана…», так записано в наградном листе. Кроме того, в этих документах отображен воздушный бой, который состоялся при вылете 27 мая 1943 года (напомним, что первое упоминание о найденном самолете Як-7б № 820747, как раз связано с датой 27 мая 1943 года):
«…27 мая 1943 года, выполняя боевое задание на перехват бомбардировщиков противника, встретил на высоте 5000 метров до 50 штук бомбардировщиков, приближавшихся к подступам Волховстроя. Тов. Хорошков со своим ведомым со всей группой сразу бросились в боевые порядки бомбардировщиков. Сразу со второй атаки лично сбил 1 Хе-111, второй подбил. Весь строй бомбардировщиков противника был рассеян на подступах к Волховстрою. Ни одному самолету не удалось пробиться к цели…».
А вот как этой бой 27 мая, описывает командир 240-й истребительной авиационной дивизии, гвардии полковник Г.В. Зимин в своих воспоминаниях «Истребители»:
«…Вечером 27.05.1943 г. система «Редут» оповестила о приближении самолетов противника к Новой Ладоге. Немедленно были подняты группы истребителей 240-й иад: две шестерки Як-7б от 86-го гв.иап (ведущие капитаны А.В.Зазаев и И.Я.Попович) и девять ЛаГГ-3 от 156-го иап (ведущий капитан И.Г.Романов). У противника насчитывалось до 35 бомбардировщиков «Хейнкель-111» под прикрытием 12 истребителей. Летчики 86-го гвардейского, набрав высоту, пошли на перехват в район железнодорожной станции Жихарево, но были перенацелены с КП полка в район города Волхов. Над ним шестерка «яков» капитана Зазаева встретила три группы бомбардировщиков (по 9 машин в группе) под прикрытием истребителей. Пара А.В.Зазаева с ходу атаковала замыкающее звено Хе-111, и ведомый И.К.Сомов с близкой дистанции сбил один бомбардировщик. Стрелки с «хейнкелей» открыли интенсивный огонь, чтобы не дать нашим истребителям возможность атаковать с малых дистанций.
Сбив самолет замыкающего звена, мл.лейтенант И.К.Сомов нацелился на второе звено Хе-111. Во время повторной атаки он оторвался от капитана Зазаева, пристроился к капитану А.М.Манову, вместе с которым и ушел на свой аэродром, после того как израсходовал весь боекомплект. В то же время его ведущий попеременно атаковал двух Хе-111. Боекомплект его тоже был на исходе. В ходе боя к Зазаеву присоединился еще один истребитель, и эта пара тоже благополучно вернулась на аэродром. Третья пара из этой шестерки — мл.лейтенанты А.П.Хорошков и М.Ф.Манулин — атаковала группу бомбардировщиков при подходе к Новой Ладоге. На встречном курсе Манулин длинной очередью сбил Хе-111, после чего резко ушел вниз и, снова набрав высоту, атаковал с хвоста другой «хейнкель». С других бомбардировщиков по нашему истребителю открыли интенсивный огонь. Он был поврежден и стал неуправляемым. Мл.лейтенант воспользовался парашютом, благополучно приземлился на своей территории. Оставшийся без напарника Хорошков вел бой с двумя «фоккерами», одного из них сбил и тут же атаковал звено «хейнкелей». Ему удалось сбить и бомбардировщик, но сам подвергся атаке трех ФВ-190. Изобретательно маневрируя, летчик сумел оторваться от преследователей и благополучно вернулся на аэродром.
Другая шестерка летчиков 86-го гвардейского авиаполка (ведущий капитан И.Я.Попович) на подходе к Новой Ладоге вела бой с девятью Хе-111 и истребителями сопровождения. Пара капитана А.М.Манова и майора С.Г.Левитина сбила два бомбардировщика. Дальнейшим атакам наших летчиков помешали «фоккеры». Манов и Левитин вышли из боя с полностью израсходованным боекомплектом.
Неподалеку от этой пары дрался гв.ст.лейтенант А.Н.Деркач. Опытный летчик, он сумел оторваться от наседавших «фоккеров» и тут же атаковал ближайший Хе-111. Бомбардировщик с резким снижением ушел на юг. Набирая высоту, гвардеец увидел, как один ФВ-190 нацеливается на наш «як». Деркач успел отсечь «фоккер» огнем и тем самым спас своего боевого друга от неминуемой гибели. Но в этот момент его снова атаковали два ФВ-190. Одного из них Деркач сбил. Но и его самолет полупил повреждения. Тем не менее летчик благополучно привел подбитую машину домой.
«Лаги» 156-го авиаполка вели бой в районе Волхова с тремя Хе-111 и четверкой ФВ-190. Этот бой закончился безрезультатно.
Таким образом, двенадцать летчиков 86-го гвардейского авиаполка сбили шесть «хейнкелей» и два «фоккера». Еще два вражеских истребителя подбили. Наши потери составили два самолета. Один летчик погиб…».
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 29 фев 2016, 11:03

Ну вот и подтверждение о том, что Александр Петрович Хорошков погиб в том бою... К сожалению, да, мы пока точно не знаем, как это произошло, после его спуска на парашюте, версий может быть много! Но, он отдал жизнь за Отечество!


Попросил в ЦАМО, в наградном проверить карточки на награждение. Вот ответ:

На одной карточке, где награда 1942 г., стоит штамп «награда вручена».

На второй, где орден "Красного Знамени" за таран 30 мая 1943 года - стоит штамп «погиб», награда не вручена.

Про медаль запись – представление, значит, документ – список, составленный частью и представленный на утверждение, а не документ о вручении медали.
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 29 фев 2016, 18:33

Сообщила Елена Валатина из Тамбова: Родственников Хорошкова Александра нашли!!!

Ждем ПОДРОБНОСТЕЙ!
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 01 мар 2016, 23:03

Уважаемые коллеги! Елена Геннадьевна Валатина встретилась с родными Героя! Скоро будет рассказ о его семье и о Александре Петровиче! У родных есть довоенное фото, военное пока не нашли, но оно было... Дай Бог, скоро увидим лицо этого мужественного летчика, погибшего при защите Ленинграда!
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 02 мар 2016, 18:55

К поиску родных погибшего летчика, подключились тамбовские поисковики – руководитель поискового отряда «Альтаир» Тамбовского приборостроительного колледжа, руководитель Тамбовского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Поисковое Движение России» Елена Геннадьевна Валатина. Прошло буквально три дня и поисковикам удалось встретиться с родными Александра Петровича Хорошкова! В этом деле огромную помощь оказали заместитель главы администрации Изосимского сельсовета Галина Борисовна Троицкая и начальник отдела культуры администрации Мичуринского района Тамбовской области Надежда Васильевна Попова.
Елена Геннадьевна Валатина встретилась в Мичуринске с племянницей Александра Хорошкова, Берниковой Валентиной Степановной и записала ее рассказ о семье Хорошковых. Оказалось, что родственников - племянников и племянниц много.
«… В семье Хорошковых было четверо детей: Татьяна Петровна Хорошкова, в замужестве Попова, 1909 года рождения. Она одна сейчас осталась в живых из детей этой большой семьи. Сама родила 8 детей. В настоящее время живы пятеро из них: Попов Вячеслав Степанович, живет в Мичуринске, Сурова Людмила Степановна, живет в р.п. Никифоровка Тамбовской области, Матвеева Антонина Степановна, живет в Ленинградской области, Юрлова Нина Степановна, живет в с. Екатеринино Никифоровского района. Это все родные, племянник и племянницы. А еще их дети и дети детей.
Отец, Хорошков Петр Григорьевич, 1882 года рождения, работал на паровозоремонтном заводе (сейчас это АО «Мичуринский локомотиворемонтный завод» «Милорем»). На войне он не был, так как работал на железной дороге, где у него была бронь. Умер в 1947 году.
Мать, Наталья Макаровна, 1885 года рождения, была домохозяйкой. Мария Хорошкова, другая сестра Александра, умерла в 1942 году после контузии, полученной при бомбежки немецкими самолетами ст. Кочетовки. Похоронена на кладбище города Мичуринска, где похоронены и родители. Младший сын, Василий, 1922 года рождения, учился в школе 22 г. Мичуринска. Воевал под Москвой, был ранен, умер от туберкулеза в госпитале в городе Ярославль. Похоронен на Леонтьевском кладбище г. Ярославля.
Александр Петрович Хорошков закончил школу семилетку в селе Изосимово. Потом учился в ФЗУ, занимался в аэроклубе в Мичуринске, потом в Тамбове. После Тамбовского аэроклуба Александра направляли в Куйбышев, вроде преподавать в летное училище, но он не хотел и рвался на фронт. Добился своего. Сначала летал бомбить немцев, но хотел летать на истребителе. Тоже добился, стал истребителем. В 1942 году пролетал через Мичуринск, недалеко от дома был аэродром (Турмасово), приходил домой с другими летчиками, заходило четверо человек. Были совсем мало, ушли к отцу. Приходили письма, к сожалению, которые не сохранились. У матери Александра хранилась вырезка из газеты "Красная звезда" 1943 года, в которой была статья о подвиге Александра и его портрет…».
Также Елена Геннадьевна Валатина сообщила, что Тамбовские поисковики совместно с администрацией Тамбовской области и Мичуринского района хотят провести торжественное мероприятие, посвященное памяти Александра Петровича Хорошкова, которое планируется на 30 мая 2016 года, и будет приурочено к годовщине совершенного им тарана немецкого самолета.
Кроме это родственники А.П. Хорошкова передали поисковикам копии фотографий (довоенных) на одной из которых запечатлен Александр (слева) с другом, и на втором фото мать Александра (вторая слева) Хорошкова Наталья Макаровна.

1234.jpg


123.jpg
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 23 мар 2016, 19:03

Сергей Александрович Мачинский (участник экспедиции)

Таран длинною в 70 лет



Порт Кобона - знает ли кто-нибудь такой порт? Пожалуй немногие: те кто увлекается историей, те кто здесь живет и еще те, кого спасли ворота этого порта, дав возможность выжить, выбравшись из блокированного немцами Ленинграда и их дети и внуки.

Сейчас это достаточно успешный пригородный коттеджный поселок, где в выходные наплыв гостей, рыбаков и туристов, здесь красивущая природа, Ладога, сосновый бор, чистейший воздух и голубое небо. Сидя на берегу Ладоги и глядя на голубое небо над головой иногда теряешь границу пространства и не понимаешь где вода, а где небесная синяя бездна. Тихо, только плеск волн и шелест ветра, мысли. Вот в таких местах хочется сесть и подумать о вечном, о жизни, о бренности бытия, о человеческой жизни и ее сути. И мысли мои часто прерывают какие-то материальные вещи. Простой обыватель никогда не обратил бы на них внимания, но меня они вырывают из состояния благости и бьют по глазам, по мыслям, по душе, как бы говоря: "Рано, нельзя отдыхать, не за этим вы здесь". Я говорю о следах войны, следах той Великой и Проклятой войны, которая до сих пор не дает нам спокойно спать, которая многим неравнодушным снится по ночам, хотя мы и не были на ней. Она в наших душах, она в них так глубоко, наверное, потому что мы до сих пор видим и чувствуем итоги ее смертной жатвы и все вокруг напоминает о ней, потому что мы идем по ее кровавому следу, не для того чтобы стереть его, а для того чтобы показать его другим. Тем, кто забыл, что каждый шаг войны это сотни, тысячи, миллионы жизней и загубленных душ.

Сюда в маленькую деревеньку на берегу Ладоги приходила Дорога Жизни, сюда из сражающегося, истекающего кровью, но не сломленного Ленинграда вывозили тех, кто обессилел, тех кому суждено выжить, здесь они получали первый обед и первый кусок хлеба, здесь находился пункт обогрева, где становилось понятно кто не выдержал дороги и умер, а кто выжил и отправится в тыл. Здесь уже Большая Земля! Отсюда в обратном направлении в голодный холодный голод шли колонны полуторок, которые везли людям те самые 125 грамм хлеба, везли и сами оставались на дне Ладоги. Остовами полуторок и останками водителей усыпано дно этого прекрасного озера. По нескольку штук этих машин поднимают и обследуют два Сергея, два настоящих морских офицера, именно они наши радушные хозяева на эту неделю, неделю экспедиции в окрестностях порта Кобона. Цель этой экспедиции не красивая даже зимой Ладога, а лежащее в десяти километрах от нее Болото Большое. Именно в его центре, куда прибраться можно только зимой, егеря обнаружили обломки советского самолета той войны, к нему мы и идем вместе с ребятами из музея Битвы за Ленинград и двумя морскими офицерами Сергеями.

Эта экспедиция очень сложная и я не буду описывать все сложности ее подготовки и проведения, кто знает тот поймет, просто скажу, что до места гибели машины по телу болота надо пройти около трех километров. Гиблые болотные пустоши и красивый сосновый бор, между ними расстояние в 100 метров. На последней сухой стоянке, где мы оставляем машины, нас встречает Эдик Титберия, дальше на болотоходе, Эдик живет на месте работ уже несколько дней, спит в вездеходе и не желает ни с кем меняться. Многие не поймут, покрутят у виска, ведь есть возможность ночевать в доме, в теплой кровати, с душем, где живет весь остальной состав экспедиции. Но мы «деремся» именно за право ночевать в лесу, на болоте, у разбитой вдребезги советской машины, а ночевать там может только один человек, вот мы и боремся. Почему? Я думал...Наверное, каждый из нас просто хочет заступить на пост почетного караула у места, где лежит герой, хочет подумать о нем, подумать о том что здесь происходило, да и что греха таить, о своей жизни, о том как ты проживаешь ее, честно ли, достойно ли, стоит ли твоя жизнь того что люди отдавали за нее сотни, тысячи и миллионы своих жизней, смог ли ты отплатит своим трудом, своей жизнью им и той стране за которою они воевали? А о таком надо думать в одиночестве ... Вот и боремся мы за право ночевать на болоте и в этот раз оно досталось Эдику, он нас и доставляет на место.

Мерзлый мох, брусника и опять еще одна черная яма с жижей, разбросанные вокруг мелкие куски дюраля и еще одна тайна, еще одна судьба. Судя по обнаруженным фрагментам машина уничтожена полностью, начинаем поиск номерных деталей. Что такое работа зимой на болоте? Ну на много проще чем на нем же летом... Только холодно очень. Магнитометром определяется место скопления металла, бензопилой пилится майна, специальными вилами вычерпывается болотная подушка и вниз в болотном костюме. Выгребать, вытаскивать разодранную взрывом обшивку, ферму хвостового оперения, куски кабины пилота, разрушенные органы управления самолета, загнутые в дугу пулеметы и пушку, винт без одной лопасти утраченной после удара о землю. А вот и главное - детали разрушенного двигателя, с номером, по которому можно определить номер машины и судьбу героя. Находиться в воде можно максимум минут 10, потом люди меняются, самый молодой Леха, самый бывалый Валера, ветеран Боря, никто никого не заставляет. Здесь все не так как в той жизни, в большом городе с его собачьим ритмом и отношением, здесь наоборот следят, чтобы товарищ не засиделся в воде и не заболел потом. Здесь каждому есть работа, здесь у места гибели героя той войны нет места корысти и подлости иначе он не доверится нам. Вот он номер двигателя ... Нашли! Срочно отправляем нашим специалистам по авиации: Саше Морзунову, Илье Прокофьеву, Сергею Кузнецову, Борису Давыдову. Они передают дальше коллегам, и пока мы плескаемся в болотной жиже выуживая куски машины, они проводят за компьютерами сутки без сна. В тысяче томных архивах, в сотнях дел и миллионах страниц они занимаются такими научными и порой детективными исследованиями, что просто диву даешься. Но результат есть, и он открыл новую страницу истории, страницу незаслуженно забытую и героическую. Перед нами обломки машины летчика гвардии младшего лейтенант Хорошкова Александра Петровича. На этой машине он 30 мая 1943 года, будучи раненым в бою, подбитым таранил фашистский бомбардировщик Хейнкель 111, стервятника, пытавшегося бомбить ворота дороги жизни порт Кобона. Бомбить то место, куда из города вывозили обессиленных от голода женщин и детей, убивать тех, кто уже думал что спасся, убивать подло бомбами с не доступной, как он думал, для мести высоты. Но раненый 24 летний русский парень из Тамбовской области не дал ему этого сделать!!! Не дал ценой своей жизни, не дал шанса, убить беззащитных.

Мы стоим у разложенных на краю ямы обломков некогда грозной машины, в пушке и пулеметах разорванным золотом видны латунные гильзы боекомплекта, на части плоскости фрагменты красной заезды, винт с зазубренными от того удара о врага лопастями, сидение пилота, ручка управления самолетом, именно ею Саша Хорошков направил свой горящий самолет на вражеского стервятника. Сколько жизней он спас ценой своей? Почему не стал стрелять? Ведь были снаряды? Почему таранил? Не было сил у истекающего кровью парня, не было сил и могло бы не быть больше шанса, нельзя было допустить убийства людей внизу на земле. Я часто поражаюсь как эти молодые ребята мгновенно оценивали ситуацию и обстановку, принимали такие сложные решения, которые в наше время суровые государственные мужи не могут принять годами совещаний и съездов, спасти жизни невинных людей, граждан той страны которой ты присягал! Пусть ценой своей жизни, но спасти! Какова цена этого подвига? Теперь его цена память! И мы молча стоим не у бездушной горы металла, а у могилы летчика героя Саши Хорошкова, у памятника ему которым стали фрагменты его машины, переданные в музеи на его Родине и в Ленинграде. А мы теперь должны помнить и передать своим детям память о том, как погиб Саша Хорошков - 24 летний Тамбовский парень, чья душа чайками кружится в голубом небе Ладоги над голубой гладью Ладоги!
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 30 май 2016, 14:45

http://www.onlinetambov.ru/society/inde ... _ID=953647


За военные подвиги в честь тамбовского летчика проведут митинг и откроют мемориальную доску

В селе Изосимово Тамбовского района состоится торжественно открытие мемориальной доски, которую посвятят летчику-фронтовику Александру Хорошкову. Его личность была установлена в результате поисковой экспедиции Российского военно-исторического общества.

Как стало известно, во время воздушной битвы над городом Волхов в 1943 году Хорошков был подбит самолетом противника. Когда самолет загорелся, он направил его на немецкий бомбардировщик "Хе-111" и пошел на таран. Сражаясь до последнего он, в итоге, покинул самолет, прыгнув с парашютом. С того времени Александр считался без вести пропавшим. 16 июля 1943 посмертно наградили вторым Орденом Красного знамени.

В память о летчике и его военных подвигах в 11.00 на площади Славы в Мичуринске состоится митинг, а в 14.00 в селе Изосимово, пройдет торжественное открытие памятной доски на школе, в которой учился летчик.


http://vtambove.ru/news/society/129714/

Торжественное мероприятие запланировано на 30 мая.

Доску установят в селе Изосимово. Именно там родился гвардии младший лейтенант Александр Хорошков, совершивший огненный таран во время Великой Отечественной войны. Имя этого лётчика установлено в результате поисковой экспедиции Российского военно-исторического общества, а благодаря материалам, вышедшим в различных СМИ, удалось найти его родственников.

В 73 годовщину подвига родные летчика и земляки организуют памятные мероприятия в его честь. Так, 30 мая в 11:00 на площади Славы в городе Мичуринске Тамбовской области состоится митинг, а в 14:00 в селе Изосимово пройдет торжественное открытие памятной доски на школе, в которой учился летчик. В 15:00 в этой школе состоится вечер его памяти. В рамках этого мероприятия поисковики передадут в семейные архивы и в школьный музей детали машины, на которой героически сражался Александр Хорошков. В акции памяти примут участие родственники летчика, руководитель Департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский, руководитель регионального отделения ООД «Поисковое движение России» Елена Валатина, представители органов местного самоуправления, ветераны и школьники.

Напомним, что в феврале 2016 года Российское военно-историческое общество организовало экспедицию по подъему фрагментов советского самолета, сбитого в годы Великой Отечественной войны в районе порта Кобона — ворот «Дороги жизни». Тогда поисковики РВИО не только подняли из болота Большое, находящегося в труднодоступном районе урочища Коровий Хребет (Ленинградская область) фрагменты боевой машины ЯК-7Б, но и установили личность летчика, который ею управлял, сообщили в пресс-службе Российского военно-исторического общества.

Погибшим лётчиком оказался гвардии младший лейтенант Хорошков Александр Петрович, 1919 года рождения, уроженец деревни Изосимово. В воздушном бою 30 мая 1943 года (по другим документам 31 мая) он был подбит самолетом противника во время отражении налета немецких бомбардировщиков на город Волхов и Волховскую ГРЭС. Хорошков получил ранение в руку. В районе Кобоны на горящем самолете он протаранил немецкий бомбардировщик Хе-111. Мичуринец геройски сражался до последнего и даже сумел выпрыгнуть из горящего самолета на парашюте. С тех пор он числился пропавшим без вести. В 1942 году Александр Хорошков был награждён орденом Красного знамени, а вторым Орденом Красного знамени его наградили посмертно — 16 июля 1943 года.

Для справки:

В 2016 году Российское военно-историческое общество организует цикл экспедиций, посвященных 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова. Цель экспедиций — сохранение исторической памяти и установление личности летчиков, пропавших без вести в период Великой Отечественной войны. В феврале 2016 была проведена первая экспедиция из этого цикла она также была приурочена к 75-летию открытия «Дороги жизни». «Дорога жизни» постоянно подвергались налетам авиации и стала местом непрекращающегося противостояния советских и фашистских войск. Ожесточенное противостояние шло в воздухе и на земле. Так, с декабря 1941 года по апрель 1942 советскими бойцами был сбит 51 самолет противника, из них более 20 — истребителями.


http://rvio.histrf.ru/activities/news/item-2583

30 мая в селе Изосимово Тамбовской области состоится открытие мемориальной доски, посвященной гвардии младшему лейтенанту Александру Хорошкову, имя которого было установлено в результате поисковой экспедиции Российского военно-исторического общества, а благодаря материалам, вышедшим в различных СМИ, удалось найти его родственников.
В 73 годовщину подвига родные летчика и земляки организуют памятные мероприятия в его честь: в 11.00 на площади Славы в городе Мичуринск Тамбовской области состоится митинг, в 14.00 в селе Изосимово, Мичуринского района пройдет торжественное открытие памятной доски на школе, в которой учился летчик.

В 15.00 в этой школе состоится вечер его памяти: поисковики передадут в семейные архивы и в школьный музей детали машины, на которой героически сражался Александр Хорошков. В акции памяти примут участие: родственники летчика, руководитель Департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский, руководитель регионального отделения ООД «Поисковое движение России» Елена Валатина, представители органов местного самоуправления, ветераны и школьники.

Напомним, что в феврале 2016 года Российское военно-историческое общество организовало экспедицию по подъему фрагментов советского самолета, сбитого в годы Великой Отечественной войны в районе порта Кобона - ворот "Дороги жизни". Тогда поисковики РВИО не только подняли из болота Большое, находящегося в труднодоступном районе урочища Коровий Хребет (Ленинградская область) фрагменты боевой машины ЯК-7Б, но и установили личность летчика, который ею управлял.

Им оказался гвардии младший лейтенант Хорошков Александр Петрович, 1919 года рождения, уроженец деревни Изосимово Глазковского района Тамбовской области. В воздушном бою 30 (по другим документам 31) мая 1943 года он был подбит самолетом противника при отражении налета немецких бомбардировщиков на город Волхов и Волховскую ГРЭС. Получил ранение в руку. В районе Кобоны на горящем самолете таранил немецкий бомбардировщик Хе-111. Геройски сражался до последнего, сумел выпрыгнуть из горящего самолета на парашюте. С тех пор числился пропавшим без вести. В 1942 году Александр Хорошков был награждён орденом Красного знамени, вторым Орденом Красного знамени - 16 июля 1943 - посмертно.

Приглашаем средства массовой информации принять участие в памятных мероприятиях. Аккредитация: Тотьмянина Анна, тел. 8-915-390-76-33, tas@rvio.org
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 31 май 2016, 10:47

http://www.vestitambov.ru/?new_id=51665
30 мая в селе Изосимово на здании школы появилась памятная доска в честь лётчика-истребителя Александра Хорошкова. 73 года он считался пропавшим без вести, и только минувшей зимой поисковикам удалось выяснить его судьбу. В 1943 году Александр Хорошков, отправив свой самолёт на таран, погиб в воздушном бою над Ладогой.

- Ну, как снег на голову, мы, собственно, и не ждали даже, что на нашей земле родился такой человек.

Директор школы Наталья Логунова ведёт нас в историческую часть здания и показывает те самые классы, в которых начинал постигать азы наук будущий легендарный лётчик Александр Хорошков. Педагог даже подумывает об организации музея, а нынешние изосимовские ученики обязательно ей помогут.

«Он погиб из-за того, что у него закончились патроны, и он пустился на таран. Сам успел катапультироваться, но, попав в болото, у него не было шансов выбраться. Он был ранен», - сказали Алексей Полунин и Павел Толкачёв.

Подробности этой смертельной воздушной баталии стали известны несколько месяцев назад. В болотах Ленинградской области поисковики сначала обнаружили, а затем подняли на поверхность обломки боевой машины Александра Хорошкова.

«Он мог улететь, никто бы его не обвинил, потому что он был ранен, мог заняться спасением своей жизни. Но там, под Ленинградом, он защищал небо, в том числе и села Изосимово, откуда он был родом, потому что понимал, что если врага не остановить, он придёт сюда», - сказал Сергей Мачинский, руководитель департамента поисковых работ Российского военно-исторического общества.

Останки самолёта уже заняли своё законное место в музее «Битвы за Ленинград». А землякам героя поисковики привезли в дар два пулемёта, снятые с поднятого истребителя. Снаряжение потом передадут тамбовским ребятам из «Альтаира», которые помогали разыскивать родственников Александра Хорошкова. На церемонию в Изосимово близкие героя съезжались, буквально, со всех концов страны.

«Теперь мы всё-таки спокойны, знаем, как он погиб и мы очень благодарны поисковикам и всем вашим здесь благодарны, что так устроили, так торжественно, я не ожидала», - сказала Антонина Матвеева, племянница Александра Хорошкова.

Аплодисменты эти Александру Хорошкову. Его действительно будут здесь помнить. И следующим зримым тому доказательством станет установка памятника.
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 31 май 2016, 10:50

http://www.1tv.ru/news/2016/05/30/30316 ... ogi_zhizni



Сегодня в Тамбовской области вспоминали земляка – военного летчика Александра Хорошкова. Он погиб, защищая Дорогу жизни – единственную, по которой доставляли продукты в осажденный Ленинград. О судьбе фронтовика его родные узнали только через 73 года. Добровольцы поисковых отрядов нашли обломки сгоревшего истребителя и поняли: в последнем бою лейтенант Хорошков пошел на таран вражеского бомбардировщика.

Этот день объединил семью Хорошковых. Родственники приехали из Калининграда, Саратовской, Тамбовской и Ленинградской областей. От нахлынувших переживаний они не сдерживают слезы. Больше 70 лет в семье не знали, что стало с их дядей, дедом и прадедом. Ни как погиб, ни где та земля, которой можно поклониться.

В Мичуринске до сих пор сохранился дом, из которого Александр Хорошков уходил на войну. На адрес Советская, 32 он присылал письма, а в 1942 году сюда приходили его фронтовые друзья, чтобы лично передать привет родителям. Они до последнего момента верили и ждали возвращения своего сына.

Племянница летчика-героя рассказывает, что ее дядя не только защищал родной дом и страну. После боев под Москвой в 1941 году, где погиб его младший брат, имел еще и личные счеты к захватчикам.

«И вот он прислал письмо: «Мама, папа, не волнуйтесь, я за него отомщу». Вот и мстил, два года летал и сбивал немецкие самолеты», - рассказывает племянница Александра Хорошкова Валентина Берникова.

Историю последнего боя Александра Хорошкова удалось выяснить поисковикам Российского военно-исторического общества. 30 мая 1943 гоа он атаковал несколько немецких бомбардировщиков, не позволил им сбросить смертоносный груз. Но самого его ранило, и самолет загорелся. До аэродрома оставалось дотянуть лишь несколько километров, но неожиданно появился еще один вражеский «Хенкель». Раненый Хорошков не смог ответить пулеметным огнем — был почти без сил. Истекая кровью, он принял решение идти на таран и уничтожить врага ценой собственной жизни. В том бою младший лейтенант Александр Хорошков погиб. Но спас сотни жизней в порту Кабон.

«Порт Кабон - это место, куда из Ленинграда вывозили обессиливших людей, то есть даже разбежаться они в принципе были бессильны; если бы «Хенкель» вывалил все, что в нем было, это несколько тонн бомб, то были бы огромные жертвы, был бы разрушен порт», - поясняет руководитель департамента поисковой работы Российского военно-исторического общества Сергей Мачинский.

В феврале 2016 года поисковики подняли из болота фрагменты советского самолета. О том, как шла эта сложная операция в непроходимой местности Первый канал рассказывал в своем репортаже. Тогда же впервые прозвучало имя Александра Хорошкова – поисковики пытались найти его родственников. Сразу после эфира они сами вышли на связь.

«Это тоже подвиг, только в мирные дни, — заниматься тем, что они ищут пропавших без вести воинов. И смотря сюжеты и увидев, как стоят люди по грудь в ледяной воде в болоте, достают останки самолета, причем это не их родственники, а это солдаты, которые воевали за наше счастье, за нашу жизнь», - говорит внучатая племянница Александра Хорошкова Наталия Петрова.

В семье память об Александре передавалась из поколения в поколение. Его племянницы знали о нем по рассказам своих родителей. Стать летчиком Саша мечтал всегда. Еще школьником ходил пешком каждый день за 10 километров от родного села Изосимово ради занятий в аэроклубе. На Ленинградский фронт попал в первый же месяц со дня его открытия. Будущему герою было всего 22 года.

«Он делал внеочередные вылеты, они все были результативны. Об этом писали военные корреспонденты в своих газетах», - рассказывает другая племянница Александра Хорошкова Нина Попова.

Памятная доска с именем Александра Хорошкова теперь на фасаде школы, где он учился. От всех односельчан, которые помнят и гордятся.

«У этих ребят, которые будут учиться в этой школе, они каждый день будут проходить мимо памятной доски, и, я надеюсь, что они никогда не предадут, будут честными благодаря этому, потому что невозможно предать память того, кто в 24 года отдал свою жизнь в небе над Ленинградом», - говорит Сергей Мачинский.

В небо взмывают белые шары под звук метронома. Но кажется, что это бьется сердце Александра Хорошкова. Их 73 — столько лет прошло уже со дня его подвига. Потомкам героя поисковики подарили гильзы с землей с того места, где их дед и прадед погиб. А в школьном музее отныне будут хранить погнутые от удара пулеметы из того самого истребителя, который не вернулся из боя.

Руслан Бикбулатов
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Як-7б гв.мл.лейтенант Хорошков - поиск родных Тамбовская

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 31 май 2016, 10:58

http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/ ... 2-v91z.htm

Родные гвардии младшего лейтенанта летчика Александра Хорошкова, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны, узнали о его судьбе из репортажа на телеканале «Звезда». С близкими героя встретилась корреспондент Александра Селезенева.

Будущий советский герой родился и жил в селе Изосимове Тамбовской области. На фронт пошел истребителем.

«Он был симпатичный, упрямый, всегда рвался на фронт, хотя мог не воевать, он был инструктором в летном училище», – вспоминает его племянница Антонина Матвеева.

В своем последнем бою в небе над Ладогой Хорошков сбил три немецких самолета и пошел на смертельный таран. Когда он погиб, ему было 24 года.

Долгие годы близкие ничего не знали о том, что с ним стало. И вот зимой 2016 года к месту гибели истребителя отправилась экспедиция Российского военно-исторического общества (РВИО). В болоте, на трехметровой глубине, удалось обнаружить обломки самолета Як-7б, на котором сражался летчик.

«Большой разброс деталей, но повезло, нашли двигатель, вооружение и фрагменты кабины», – объясняет руководитель департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский.

Сюжет об этой находке в эфире «Звезды» увидели родственники погибшего офицера и сразу же связались с поисковиками.

Ранее в Тамбовской области открыли памятную доску в честь младшего лейтенанта. Теперь о его подвиге будет знать каждый ученик родной школы героя: скоро здесь появится музей, главным экспонатом которого станут пулеметы и гильзы с самолета Александра Хорошкова.
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.


Вернуться в Авиация

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1