Семинар "Небо Родины"

Модератор: Илья Геннадьевич Прокофьев

Семинар "Небо Родины"

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 11 июл 2016, 14:23

Уважаемые коллеги!

На официальном сайте Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» опубликована резолюция по итогам проведения Межрегионального семинара-практикума организаторов авиационного поиска времен Великой Отечественной войны «Небо Родины». В документе обозначены основные проблемы авиапоиска, озвученные на семинаре-практикуме и предложения участников по их решению.

Для создания объединенной базы данных по найденным местам падений советских самолетов и установленным именам погибших летчиков на сайте опубликованы предложенные участниками семинара образцы документов - актов поисковых работ на месте гибели авиационной техники. Скачать их вы можете по ссылкам, размещенным в последнем абзаце резолюции.

Кроме того, текст резолюции и образцы документов будут доступны в разделе проекта «Небо Родины» (открывается нажатием на баннер в правой стороне сайта в разделе «Проекты»).



Резолюция
по итогам проведения Межрегионального семинара-практикума организаторов авиационного поиска времен Великой Отечественной войны «Небо Родины».

6 - 8 июня 2016 года г. Владимир

По итогам проведенного в период с 6 по 8 июня 2016 г. в городе Владимире Межрегионального семинара-практикума организаторов авиационного поиска времен Великой Отечественной войны «Небо Родины» участниками были озвучены, обсуждены и приняты следующие положения и рекомендации:
Участники семинара-практикума благодарят организаторов данного мероприятия Общероссийское общественное движение «Поисковое движение России», Администрацию Владимирской области в лице комитета по молодежной политике, Владимирскую областную общественную организацию «Поисковое объединение «Часовые Памяти».
Глубокую признательность выражают руководству Владимиро-Суздальского музея-заповедника, дирекции завода «Автоприбор» за оказанную поддержку в организации и проведении секций семинара, в результате которых поисковики смогли поделиться своими мыслями, обсудить и высказать предложения по организации авиационного поиска в Российской Федерации.
В работе семинара принимали участие представители 19 регионов Российской Федерации. Были представлены и боевые регионы, где активно ведутся поисковые работы по поиску мест падения советских самолетов, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлению имен погибших членов экипажей этих самолетов и представители тыловых регионов, где началась активная работа на местах воздушных катастроф, которые произошли в годы войны.
Участники семинара отметили, что по результатам проводимой полевой и архивно-исследовательской работе выяснилось, что большинство отдавших свою жизнь за Родину летчиков, штурманов, воздушных стрелков-радистов, других авиационных специалистов как летно-подъемного состава ВВС Красной Армии и ВВС Военно-Морского флота, так и наземных авиаспециалистов до сих пор считаются пропавшими без вести. Совсем неприемлемо положение, в котором оказались судьбы наших летчиков, погибших в тылу, почти у 80 % из них в учетной карточке значится пропал без вести.
На это влияли различные причины. Их довольно много. Это и неудовлетворительный персональный учет безвозвратных потерь в годы войны, это и сказавшаяся в послевоенные годы строгая секретность, и самое обидное наша человеческая беспамятность.
Сегодня, уже можно сказать, что поисковиками сделано. Только за прошедший 2015 год силами поисковых отрядов, обнаружены места падений более 300 самолетов в боевых регионах, более 10 мест катастроф советских самолетов, обнаружено в тыловых регионах нашей страны. В каждом таком случае, проведена колоссальная работа, как по подъему обломков самолетов из труднодоступных мест, так и не менее сложная и интересная работа по выяснению судеб экипажей и отдельных летчиков, управлявших этими боевыми машинами. Участники отметили активную поисковую работу в 2015-2016 г. Российского военно-исторического общества на местах гибели советских самолетов.
Общим мнением стал вывод о том, что тематика авиационного поиска в настоящее время актуальна как в тыловых регионах, так и в боевых регионах нашей страны.
В рамках «круглых столов» были озвучены основные проблемы, связанные с авиапоиском:
• Сложные условия работы в архивах. Это связано с тем, что в ведомственных архивах министерства обороны есть ограничения по секретности и по режиму работы самих архивов. Многие документы не рассекречены не потому, что до сих пор есть основания для этого, а потому, что с этими документами до сих пор не работала комиссия по рассекречиванию.
• Прошедшие годы показали, что те, кто только начинают заниматься авиапоиском, ведут эту работу, не имея необходимых специальных знаний. И как следствие сталкиваются с проблемами, которые не позволяют оперативно и грамотно установить тип и марку самолета, а главное личности погибших летчиков. Им не хватает опыта в организации работы на местности, знаний основных характеристик и конструкций самих самолетов и моторов, их конструкторских особенностей. У отрядов отсутствует базовый архивный материал по тем местам, где проводятся работы. Иногда поисковики, поднимая обломки боевого самолета, даже не представляют какие воинские авиационные части воевали в этих местах, на каких типах самолетах летал тот или иной авиационный полк.
• Слабая материально-техническая база для организации работ по подъему самолетов.
• Отсутствие единой информационной базы по номерам самолетов и двигателей, персоналиям летно-подъемного состава, что затрудняет оперативную идентификацию погибшего самолета. Существующие базы разных специалистов, как поисковиков, так и историков авиации, их наработки созданы в разных форматах и доступны ограниченному кругу лиц.
• Увековечению памяти погибших летчиков мешает отсутствие единых подходов к подготовке отчетных документов (отсутствие общепринятых форм этих документов) и отсутствие единой базы данных по найденным и установленным самолетам и членам экипажей этих самолетов.
• Особую тревогу вызывает подтасовка (фальсификация) фактов некоторыми поисковиками при установлении обстоятельств гибели самолетов и экипажей, сообщение неподтвержденной информации родственникам и журналистам, что недопустимо в нашей работе.
Обсудив эти проблемы, поисковики пришли к выводу, что работы по авиационному поиску необходимо развивать как отдельное специфическое направление поисковой работы в рамках долгосрочного проекта. Участниками семинара-практикума одобрено название данного проекта - «Небо Родины». Для его развития собравшиеся определили, координатора от ООД «Поисковое движение России» Антона Игоревича Торгашева (член координационного совета ООД «Поисковое движение России», директор редакции журнала «Военная Археология»).
В целях решения указанных вопросов предлагается:
- сформировать рабочую группу проекта, в которую войдут наиболее авторитетные специалисты по организации и проведению полевых поисковых экспедиций на местах падений самолетов, специалисты по проведению архивно-исследовательских работ, представители как боевых, так и тыловых регионов Российской Федерации. В рамках рабочей группы выделить экспертную группу по обсуждению и решению спорных вопросов, связанных с увековечением имен погибших авиаторов;
- начать работу по сбору информации по найденным самолетам и установленным именам летно-подъемного состава ВВС Красной Армии, ВВС Военно-Морского Флота, ГВФ и других учреждений. Для выполнения данной задачи предлагается использовать за основу разработанные владимирскими и московскими поисковиками документы: Акты поисковых работ на месте гибели авиационной техники, с приложением к нему по необходимости утвержденным «Поисковым движением России» пакета отчетной документации к проведенным эксгумационным работам (протокол раскопа, протокол эксгумации, антропологическая карта) и документов рекомендованных Приказом министра обороны РФ № 845 (акт захоронения и др.) Кроме того, к данным документам по усмотрению поисковиков, возможны приложения, которые несут дополнительную информацию;
- организовать и провести в период осени 2016 года – весны 2017 года два полевых практических семинара (один в боевом регионе и второй в тыловом) на одном из мест падений самолета с приглашением заинтересованных поисковиков из других регионов страны;
- провести подготовительную работу и издать (осень 2016 года) под эгидой «Поискового движения России» и редакции журнала «Военная Археология» справочника по классификации номеров самолетов и моторов ВВС Красной Армии, и Военно-Морского Флота в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- просить дирекцию «Поискового движения России» выступить инициатором и внести предложение в Министерство обороны Российской Федерации произвести сканирование архивных документов в ЦАМО РФ документов дела 35 фонда, дела ВВС тыловых округов, отдела перелетов ВВС Красной Армии, дела запасных авиационных бригад, учебных учреждений ВВС и дела имеющие в своем наличии Акты расследования летных боевых и небоевых потерь ВВС Красной Армии и ВВС ВМФ, карточек происшествий и других документов несущих информацию о потерях летно-подъемного состава для внесения этой информации в ОБД, содержащую информацию о погибших и пропавших без вести.



В соответствии с принятыми рекомендациями просим Вас выслать в адрес дирекции «Поискового движения России» на электронную почту: neborodiny@rf-poisk.ru , до 15 июля 2016 года следующие Ваши предложения и материалы:
- персональные предложения в рабочую и экспертную группы (ф. и. о., какую поисковую организацию (какой поисковый отряд) представляет, контактные данные для приглашений и оповещений);
- предложения по проведению полевого обучающего семинара (с указанием региона, точного места проведения, имеющейся материально-технической базы для приема и проведения экспедиции);
- предложения по справочнику.
Для создания объединенной базы данных по найденным местам падений советских самолетов и установленным именам погибших летчиков высылаем для работы предложенные участниками семинара следующие документы:
- Акт поисковых работ на самолете (образец заполненный);
- Акт поисковых работ на самолете (предложения Владимирской области);
- Акт поисковых работ на самолете (предложения Московской области);
Акты поисковых работ на месте гибели авиационной техники, с приложениями, просим высылать по мере заполнения и завершения работы на месте падения самолета и установления обстоятельств гибели экипажа.
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Семинар "Небо Родины"

Сообщение Константин Стрельбицкий » 11 июл 2016, 19:15

Уважаемый Илья Геннадьевич!
Благодарю Вас за информацию!
Продублировал её полностью, со всеми ссылками здесь - http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=69210.0 - и здесь - http://imf.forum24.ru/?1-18-0-00000121-000-0-0
Стартовая страница "Неба Родины" на сайте ПДР - http://rf-poisk.ru/page/221/

Илья Геннадьевич Прокофьев писал(а):Для создания объединенной базы данных по найденным местам падений советских самолетов и установленным именам погибших летчиков высылаем для работы предложенные участниками семинара следующие документы:
- Акт поисковых работ на самолете (образец заполненный);
- Акт поисковых работ на самолете (предложения Владимирской области);
- Акт поисковых работ на самолете (предложения Московской области);


Для удобства привожу прямые ссылки на скачивание этих документов:
http://rf-poisk.ru/media/upload/documen ... %D0%99.doc
http://rf-poisk.ru/media/upload/documen ... %D1%8C.doc
http://rf-poisk.ru/media/upload/documen ... D1%8C1.doc
С уважением - К.Б.Стрельбицкий
Аватар пользователя
Константин Стрельбицкий
 
Сообщений: 667
Зарегистрирован: 19 окт 2015, 19:56
Откуда: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Семинар "Небо Родины"

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 11 июл 2016, 19:50

Константин Борисович! Спасибо!
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Семинар "Небо Родины"

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 27 окт 2016, 14:15

Уважаемые коллеги! На сайте Поискового движения России опубликована Резолюция Второго семинара "Небо Родины": http://www.rf-poisk.ru/news/2038/

Прямая ссылка: http://rf-poisk.ru/documents/163/
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: Семинар "Небо Родины"

Сообщение Илья Геннадьевич Прокофьев » 09 дек 2016, 16:58

http://www.rf-poisk.ru/recommended/66/

Книга-справочник «Методические справочные материалы по классификации номеров самолетов и моторов ВВС Красной Армии и Военно-Морского Флота в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" подготовлена и издана в рамках проекта «Небо Родины».

Данное, уже третье, доработанное издание, содержит информацию о специфики поиска и установления имен погибших летчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., путем установления номеров самолетов и моторов. В издании даются краткие характеристики самолетов и моторов, которые в годы войны состояли на вооружении Красной Армии, раскрывается методика нанесения заводских номеров при изготовлении самолетов и моторов. Раскрывается алгоритм поисковой работы при обнаружении обломков самолета.

В справочнике использованы российские и зарубежные архивные материалы, результаты поисковых экспедиций, фотографии.

Справочник адресован поисковикам, исследователям истории отечественной авиации, всем кому небезразлична судьба погибших за Родину.
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев
Аватар пользователя
Илья Геннадьевич Прокофьев
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 15:15
Откуда: Ленинградская область - Казань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.


Вернуться в Авиация

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron