Константин Стрельбицкий » 01 авг 2018, 12:29
"В это время она являлась последней подмосковной узловой станцией тогдашней Ярославской железной дороги, оканчивавшейся на одноимённом вокзале столицы. Прямо за Лосиноостровской в сторону Москвы вправо уходила на Савёловскую железную дорогу Бескудниковская соединительная ветка, а слева, перед остановочной платформой Северянин – ветки № 6 и № 7, по которым железнодорожные составы, попадая соответственно на внешние и на внутренние пути Московско-Окружной железной дороги (МОЖД; ныне – «Московское центральное кольцо» - МЦК), могли затем перейти на любую другую железнодорожную линию Московского узла.
Именно пройдя Лосиноостровскую, эшелон № 47045 должен был по ветке № 6 выйти на МОЖД и далее двигаться по ней к станции назначения Серебряный Бор (ныне – район станции МЦК «Панфиловская»), где 18 ВДБр должна была выгрузиться. Однако эшелон дошёл только до Лосиноостровской…
…Что именно стало причиной катастрофы 30 декабря 1941 года на здешней железнодорожной станции, находившейся в черте тогдашнего города Бабушкин Мытищинского района Московской области, точно не установлено и по сей день.
Называют три основные причины, приведшие к гибели эшелона № 47045: бомбардировка станции Лосиноостровская немецкой авиацией, диверсия агентов германской разведки и … пресловутый «человеческий фактор». Первая причина полностью отклоняется нами из-за отсутствия каких-либо документальных подтверждений действий Люфтваффе этим самым утром именно в районе станции Лосиноостровской, а вторая, хотя и имеет ряд фактологических «положительных моментов», однако, тоже не подтверждается документально. Поэтому наиболее вероятной является последняя причина – тот самый «человеческий фактор», но в чём именно это выразилось – в «нарушении правил хранения и транспортировки боеприпасов» в находившимся в это время на станции ещё одном, грузовом военном эшелоне или в «нарушении использования открытого огня» в самом эшелоне № 47045 (напомним, что в то время в Подмосковье стояли тридцатиградусные морозы, к которым была непривычна значительная часть личного состава 18 ВДБр, комплектовавшейся во многом призывниками из южных регионов СССР – вплоть до Киргизии) – ныне так же точно не установлено. Факт произошедшего заключается в том, что утром 30 декабря 1941 года стоявшие на станции железнодорожные эшелоны различного назначения (№ 47045 с военнослужащими 18 ВДБр, грузовой с боеприпасами, 1110-й временный военно-санитарный поезд и, возможно, ещё и другие) оказались охваченными огнём. Пожар (возможно, вызванный первоначальными взрывами мин немецких диверсантов) разрастался, в дальнейшем сопровождался взрывами части боеприпасов в грузовом эшелоне и продолжался на станции Лосиноостровская до вечера этого дня. Однако это ЧП никак не соответствует тем «апокалиптическим» описаниям его очевидцами (или – «с их слов»), которыми пестрит Интернет, и не привёл к описываемой в Сети «полной катастрофе» – как на самой станции, так и в окружавшем её подмосковном городе Бабушкин. Так, в отложившихся ныне в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ, Москва) документах о потерях и разрушениях в системе Народного Комиссариата путей сообщения Союза ССР за период Великой Отечественной войны станция Лосиноостровская Ярославской железной дороги упоминается лишь в следующем контексте: «Повреждено здание поста (подстанции Отдела Электрификации) на ст[анции] Лосиноостровская. Степень разруш[ения]: кровли – 4 [%], кирп[ичная] кладка – 1,2 [%]. [Общая] Степень разрушения – 5,2 [%.] Стоимость ущерба – 650 р[ублей]», а общая площадь этих разрушений оценена в 137 квадратных метров. Ещё одним, зримым доказательством реального отсутствия здесь описываемой журналистами «катастрофы вселенского масштаба» служит станционная водонапорная башня 1912 года постройки, сохранившаяся в первоначальном виде до настоящего времени. Известно, что именно на водонапорных башнях довоенной постройки, переживших Великую Отечественную, больше всего сохраняются «шрамы войны», ликвидация которых, как не влияющих на основную хозяйственную деятельность этих сооружений, никогда не входила в объём послевоенных восстановительных работ на них. Но любой желающий, оказавшись ныне на станции Лосиноостровская и осмотрев местную «водонапорку», должен будет констатировать, что её старая кирпичная кладка не имеет никаких существенных повреждений, каковые были бы неизбежны на этом, самом высоком строении не только на самой станции Лосиноостровская (где, якобы, произошла та «страшная катастрофа» 30 декабря 1941 года), но и, наверное, во всём городе Бабушкин в целом, в случае полной реальности описанных «в Интернет-ключе» событий.
Однако, именно для 18 ВДБр масштабы катастрофы 30 декабря 1941 года на станции Лосиноостровская были ужасающими. Об этом можно говорить, исходя даже из имеющегося корпуса документов, который, увы, далеко неполон. К сожалению, точное число погибших военнослужащих 18 ВДБр так никогда, очевидно, не будет установлено, так как ВСЕ документы бригады до 30 декабря 1941 года сами погибли в пожаре на Лосиноостровской – напомним, что в эшелоне № 47045 находилось всё управление 18 ВДБр со своими канцеляриями. Как сообщалось в одном из официальных ответов из Центрального архива Министерства обороны (тогда ещё СССР), «… книги учёта л/с [личного состава] 18 Воздушно-десантной бр[игады] на хр[анение] в архив М.О. не поступали».
В оставленной в начале 1942 года на доукомплектование и на боевую подготовку в Подмосковье 18 ВДБр первая попытка оценить масштаб потерь была предпринята уже вскоре после катастрофы на Лосиноостровской: так 12 января в Главное управление ВДВ поступил совершенно секретный «Именной список Начальствующего состава 18-й В.Д.Б., убитого при катастрофе эшелона № 47045».
В этом, 3-страничном документе новое руководство Штаба 18 ВДБр перечислило поимённо всего 37 погибших военнослужащих кадрового состава Красной Армии – 20 лиц командно-начальствующего состава Управления бригады и 17 – её 4-го парашютно-десантного батальона (включая одного сержанта-сверхсрочника). Уже согласно этому, первому документу, любому профессиональному исследователю должно стать ясно, что в тот день 18 ВДБр лишилась всего своего командования – в списке погибших командиров одновременно значились врид комбрига, военком и врид НШ. Удивительно, но факт: единственная резолюция на данном документе – «В алфавит внесены» с подписью неустановленного лица – была наложена на этот документ только … спустя два с лишним месяца – 12 марта. Ещё через полтора месяца – 27 апреля 1942 года – в штабе бригады, наконец, озаботились отправкой «наверх» списка военнослужащих 18 ВДБр, погибших ещё четыре месяца назад, который включал теперь уже 261 имя и составлялся, очевидно, путём опроса уцелевших при катастрофе 30 декабря 1941 года. В сопроводительном документе всё то же, новое руководство Штаба бригады, писало, в частности, следующее:
«Начальнику Центрального бюро по учёту потерь личного состава Д.А.
Копия: Начальнику Штаба 8 ВДК.
Представляю именно список по форме № 2-а на погибший младший и рядовой состав 18 ВДБр., 8 ВДК при катастрофе эшелона № 47045 – 30/XII-41 г. на станции Лосино-островское г[орода] Бабушкин, Московской обл[асти] …».
Получив 1 мая этот документ, в Центральном бюро по учёту потерь личного состава Действующей Армии Главного Управления формирования и укомплектования войск Красной Армии Народного Комиссариата Обороны Союза ССР были поражены столь поздним информированием их о данном чрезвычайном происшествии с таким большим количеством жертв. Об этом свидетельствует наложенная в тот же день на титульный лист «Списка среднего нач[альствующего] состава, младшего и рядового состава 18 ВД [воздушно-десантной] бригады 8 ВД [воздушно-десантного] корпуса[,] погибших при катастрофе эшалона № 47045 30-12-41 года на ст[анции] Лосино Островское г[ород]Бабушкин Московская область» резолюция следующего содержания:
«Потребовать объяснения[,] почему до сего времени не сообщалось. Наконец[,] почему получилось так, что на большинство людей нет абсолютно никаких данных, даже имени[,] отчества и года рождения. Объяснения потребовать к 20 мая для доклада Зам[естителю] Наркома [Народного Комиссара Обороны Союза ССР армейскому комиссару 1-го ранга Е.А.Щаденко]».
Очевидно, что именно на этот список опирался в своё время капитан в отставке Николай Анатольевич Ивин (1923 – 2011), красноармейцем-новобранцем 18 ВДБр ставший невольным участником описываемых нами событий и получивший 30 декабря 1941 года на станции Лосиноостровская ранение и контузию. О его подвижнической деятельности по увековечению памяти погибших в эшелоне № 47045 нами ещё будет сказано ниже, пока же мы отметим, что к 1994 году Н.И.Ивиным были восстановлены имена 275 погибших в той катастрофе военнослужащих 18 ВДБр. В дальнейшем этот список продолжал корректироваться и дополняться – как самим Ивиным, так и, очевидно, другими лицами.
Автором предложенного вашему вниманию материала по состоянию на сегодняшний день установлены имена уже 296 военнослужащих 18 ВДБр, погибших 30 декабря 1941 года на станции Лосиноостровская при катастрофе эшелона № 47045. В их числе – 36 лиц среднего командного и начальствующего состава (офицеров), 19 – младшего начальствующего состава (сержантов) и 243 – рядового состава (красноармейцев). Собранные нами в три отдельных списка, они размещены в приложении к данному материалу".
С уважением - К.Б.Стрельбицкий