Руководству Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества "Поисковое движение России"
Обращение
Прошу дать моральную, этическую, а если потребуется, то юридическую оценку работы вверенной мне Мордовской республиканской общественной организации «Архивно-поисковая группа «Броня» (далее – МРОО «Архивно-поисковая группа «Броня»), командиром которой являюсь с момента основания. А также и лично моей деятельности!
Благо, что многие, к кому обращаюсь в данный момент, знают и меня, и отряд не понаслышке. Но ситуация вышла из-под контроля.
Заранее от лица своих товарищей и от себя прошу извинения за всю поднявшуюся грязь, как перед непосредственно бойцом, поднятого нами, так и перед родными этого погибшего…
Равно, как и перед теми родными, кто еще ждет и теперь вынужден видеть некоторую подноготную поисковой работы.
И перед бойцом, и перед родными мы чисты… Будет много букв. Кто осилит и выскажет свое мнение, - спасибо Вам!
По существу. Весной текущего года сводным отрядом МРОО «Архивно-поисковой группы «Броня», в состав которой входили представители поисковых организаций Мордовии, Москвы, Твери, Челябинска, Якутска, Московской, Тверской, Саратовской областей, а также Краснодарского края, проводились поисковые работы на территории Зубцовского района Тверской области.
Всего в ходе весенней Вахты Памяти общими усилиями были обнаружены останки 32 военнослужащих РККА, найдено 3 (три) смертных медальона, установлены личности двух красноармейцев. В
т.ч. 27 апреля в районе урочища Холм-Березуйский Зубцовского района Тверской области в воронке от снаряда командиром отряда «Отважный» (г.Якутск) Ивановым В.Г. обнаружены одиночные останки красноармейца. В процессе эксгумации бойцом МРОО «Архивно-поисковая группа «Броня» Сафроновым Д.В. найдена капсула металлического смертного медальона со стандартной запиской. По сохранившимся фрагментам вкладыша установлена личность военнослужащего: красноармеец (ефрейтор), наводчик ПТР 269 отдельного противотанкового дивизиона ЗАХАРОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ, 1908 г.р., уроженец Ярославской области Гаврилов-Ямского района д.Наквасиха. По сведениям ОБД «Мемориал» военнослужащий числится погибшим 10 августа 1942 года у д.Холм-Березуйский Зубцовского района Калининской области.
Останки второго опознанного бойца – красноармейца Скуратова Григория Петровича, уроженца Рязанской области, к сожалению, не отделимы.
Все работы проводились согласно сводного плана проведения поисковых работ на территории Тверской области Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» и в тесном взаимодействии с органами власти Зубцовского района Тверской области.
10 мая 2017 года, после завершения весенних поисковых работ, останки всех найденных военнослужащих были размещены на территории коттеджного поселка в д.Лучково в складском помещении, оборудованном под хранение найденных останков и инвентаря нашего отряда. Останки Захарова П.И. были уложены там же, отдельно в мешке, с соответствующей пометкой.
С момента установления личных данных Захарова П.И. началась работа по розыску родных бойца с целью принятия решения о дальнейшей судьбе останков. В ходе Вахты Памяти нам это сделать не удалось.
11 мая, когда мы возвращались домой, поступил звонок от руководителя Ярославского отделения «Поискового движения России» Макаровой М.В. Марина Васильевна попросила подтвердить факт обнаружения останков уроженца Ярославской области и возможность его перезахоронения на родину. Что и было сделано. В ответ были высказаны слова благодарности по поводу обнаружения вновь останков ярославского бойца и пожелания скорейшего возвращения его домой. К слову, осенью прошлого года благодаря помощи в т.ч. Макаровой М.В. нами были перезахоронены в Пошехонский район Ярославской области останки красноармейца Булычева В.А. Мы знали, с кем работаем по возвращению нового солдата домой. Время показало, что мы этого не знали…
…Все шло как есть. Так, как обычно и происходит у всех поисковиков.
…После определенных и неизбежных трудностей родные Захарова нашлись. В частности, были оповещены внук солдата – Алексей Захаров и правнучка Дарья Тихонова, проживающие в Ярославле.
Останки красноармейца было принято перезахоронить в г.Ярославль на Мемориальном воинском кладбище. Об этом сообщила руководитель Ярославского отделения ПДР Макарова М.В.
Накануне 22 июня т.г. МРОО «Архивно-поисковая группа «Броня» проводила традиционный выезд в Зубцовский район, на места боевых действий лета, осени и зимы 1942-1943 гг. Предварительно об этом состоялся телефонный разговор с Макаровой М.В. Мной, как руководителем данной поисковой экспедиции, был предложен вариант перевозки останков Захарова П.И. из Зубцовского района в г.Саранск. С последующей перевозкой останков бойца в дальнейшем из г.Саранска в г.Ярославль. Туда, где солдатику отмерят его последние метры.
Наша коллега Макарова М.В. согласилась на данный вариант. Разговор, повторяюсь, был телефонный. Макарова М.В. выразила полное одобрение.
27 июня т.г. останки Захарова П.И. были нами доставлены в г.Саранск. Доставлены в похоронной урне с непосредственными документами на транспортировку останков. Акт передачи останков на мое имя был подписан Главой Администрации Зубцовского района Е.В.Егоровым. Останки до решения их судьбы мной были помещены на балконе моей квартиры. 27 июня об этом я сообщил Макаровой М.В., и получил опять же устное подтверждение дальнейшей работы и слова благодарности за доставку останков в Саранск…
Боец был доставлен в Саранск!
Что дальше? Дальше моя фраза в письме к «коллегам-поисковикам», которая многое поменяла: «Солдат живет у меня на балконе». Ничего кощунственного в этих словах, а тем более поступке, не вижу по сей день. Ребята, мы не играем с останками, и тем более судьбами тех, кого потревожили… Бойца, поднятого нами, находящегося по дороге к дому, лично воспринимаю как гостя! Исстари было традицией привечать у себя путника, возвращающегося к себе...
Со стороны Ярославля в личной переписке после выше озвученной моей фразы поступила просьба-совет не сообщать никому больше "что боец живет у меня дома". Наши "коллеги" усмотрели в этом какой-то криминал. На ответ, что все документы на доставку останков есть, снова как скороговорка последовала рекомендация молчать. Коллеги, может тогда мы все занимаемся "криминалом", тревожа незахороненные кости?..
Информация о том, что останки находятся по прежнему у меня ушла на один из ресурсов Ярославля. Не с нашей подачи.
Параллельно этим событиями состоялось несколько разговоров с Макаровой М.В., в одном из которых Марина Васильевна задала вопрос: "нужен ли нам пиар, помпез возвращения бойца домой, подключение к теме поискового проекта "Дорога домой"?". Разумеется, нам это особо не к чему. Да и сами родные высказывали желание провести все скромно... Вернуть бойца домой без всякого лишнего в данной ситуации шума, и на этом поставить точку. Тогда, казалось, мы нашли общий язык с Макаровой М.В.
Однако ветер вскорости поменялся. В Ярославле, видимо, сочли, что дальнейшее размещение на ресурсах информации о незахороненных останков и якобы бездействии ярославских поисковиков вредит их чести и достоинства. В телефонном разговоре с Макаровой М.В. последняя еще раз пыталась упрекнуть меня, что останки красноамейца не были сданы мной (куда, на основании чего???), и они вынуждены решать проблемы (верю, не так просто похоронить бойца в большом городе) в Ярославле. Разговора не вышло. Марина Васильевна обвинила меня в нарушении поисковых этических, моральных и других кодексов Поиска. В ответ просто просил ее решить, когда нам-таки доставить бойца домой?..
Еще до этого, 15 июня по просьбе Макаровой М.В. в адрес были высланы сканы протокола раскопа и эксгумации останков Захарова. П.И., которые должны были быть переданы в органы власти Ярославля и военный комиссариат Ярославской области. Документы, подтверждающие официально факт обнаружения останков. Параллельно родные красноармейца подали соответствующие заявления на возвращение бойца домой.
Однако в начале июля в наш адрес пришло письмо за подписью военкома Ярославской области Н.Суркова с просьбой предоставить все необходимые документы. Выходит, за это время ярославскими "коллегами" наши высланные документы так им и не были переданы...
Макарова М.В. в телефонном разговоре заверила, что гор.администрацией Ярославля принято решение похоронить бойца на мемориальном кладбище, остается решить по дате церемонии. Прозвучало время "не раньше сентября". Очень хочу вновь спросить, почему именно сентябрь, и зачем мы тогда привезли бойца в Саранск досрочно, мы бы спокойно его забрали с собой и в августе. Марина Васильевна была об этом в курсе... Предвидя закономерные вопросы, скажу, что лично для нас никакой финансовой помощи по доставке останков из Саранска в Ярославль не нужно. Но и лишних затрат по забору бойца из Тверской области с последующей транспортировкой на родину тоже. Понимая общую обстановку, пытались облегчить и свои нервы и ярославских бывших уже "коллег". К слову, ни нас, ни родных солдата о решении хоронить бойца в сентябре никто не поставил в известность. Никаких бумаг мы так и не увидели. Мной было высказано откровенное, что Ярославль запустил процесс возвращения бойца домой.
В дальнейшем Макаровой М.В. были инсценированы проверки лично моей работы. Соответствующие обращения ею были поданы в Тверское и Мордовское отделения ПДР. Крайним шагом стало обращение Макаровой М.В. в ОВД по Республике Мордовии (дело на меня пошло в управлении Уголовного Розыска) с просьбой проверить, на основании чего лично я храню (!) дома останки бойца Захарова П.И. В настоящее время занимаюсь подготовкой всех документов на бойца и на наш отряд с передачей их в силовые структуры.
В приватной беседе с силовиками они мне рекомендовали максимально скоро "избавиться" от останков. Иначе... Иначе что? Родные, едва не плача, узнав о ситуации, хотят забрать бойца к себе. На них тоже кто-то напишет заявление?
Коллеги, куда мы катимся?
На фото Павел Иванович Захаров слева. Ну и фото места, где сейчас храню бойца.
Командир МРОО «Архивно-поисковая группа «Броня» Кузнецов А.С
Наша справка. Поисковая группа «Броня» была создана в 2001 году. Постоянной пропиской мест работ с этого момента стала территория Зубцовского района Тверской области. Весной 2005 года мы прошли регистрацию в Минюсте РФ, получив статус официальной общественной организации. С 2001 года по текущий момент нашими силами, совместно с отрядами г.Зубцова и Москвы, на территории Зубцовского района Тверской области подняты останки более 1400 бойцов и командиров РККА. Общими усилиями установлены имена поднятых – более 550 человек, найдено родных – более 200 человек. Установлены и перезахоронены на родину по решению родственников военнослужащих и властей – 12 бойцов и командиров. Останки этих солдат обрели покой в г.Москва, Пермь, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской, Ярославской областях и Красноярском крае. Наводчик ПТР Павел Захаров может встать в редкий ряд вернувшихся на родину. Но пока судьба его останков остается под вопросом. Сам лично в поисковой работе с весны 1999 года, принимал участие в проведении поисковых работ на территории Калужской, Новгородской, Ростовской областях и Гродненской области Республики Беларусь.